Регион — Москва
Поиск по сайту
Статьи

О сайте

История маршрутного такси

Официальные документы о маршрутном такси

Информация

Пресса

Форум

Голосование

Выдал ли Вам водитель билет при оплате поездки?

Да

Нет

Билеты не выдают никогда

Результаты опроса

Ссылки

Web-master

Обратная связь

Rambler's Top100
TopList
Rambler's Top100


 
Статьи

История маршрутного такси

Неформальная история маршрутного такси

Ну, как здесь принято, предупреждаю - букофф много, да и чуть-чуть ругани (без матов), но слов из песни не выбросишь.

Преамбула:

Маршрутное такси (в просторечье "маршрутка", а также "тэшка", "кашка", "автолайн") — вид общественного транспорта, на котором в качестве транспортных средств используются автобусы, как правило, малого или особо малого (микроавтобусы), но иногда и среднего или большого класса.
В разных городах маршрутные такси работают по-разному.

Основным отличием маршрутных такси от городских, пригородных или междугородных маршрутных автобусов являются, как правило, более высокий проездной тариф (не всегда), отсутствие проездных билетов длительного действия (не всегда) и льгот (или значительное урезание их списка).

В тех случаях, когда в качестве маршрутного такси работает автобус особо малого класса, следуя по маршруту, он может делать произвольные остановки для посадки и высадки пассажиров. В остальных случаях, как правило, остановки делаются только на обозначенных или общепринятых остановочных пунктах по сигналу пассажира.

Название "маршрутное такси" используется в России, Украине, Болгарии, Литве. Аналогичный транспорт с другими названиями распространен и в некоторых других странах, и в каждой стране в его работе имеются местные особенности.

Едва ли сейчас возможно точно сказать, где появились первые маршрутные такси, но многое указывает на США как на место их возникновения (англ. jitney или jittney) в 10-е годы XX века. Повышение качества мощения улиц, возрастающая доступность транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания в некоторых городах привели к утере трамваем монополии на городские перевозки. На улицах с трамвайным движением появились частные автомобили, паразитирующие на трамвае. По знаку ожидающего пассажира такой автомобиль мог остановиться для его посадки, а затем за плату отвезти его по месту назначения, причем из-за малого числа пассажиров он мог позволить себе немного отклониться от трамвайной линии. Такая деятельность вызывала естественные протесты трамвайных компаний, терпящих убытки. Кроме того, в центрах городов, где и так было бурное движение, хаотические передвижения маршрутных такси ухудшали условия езды. Поэтому многие муниципалитеты и штаты, начиная с 1915 года, запрещали подобную деятельность законодательно. В других местах вводилось строгое регулирование деятельности маршрутных такси.

Автомобилизация населения, уменьшение доли поездок с использованием общественного транспорта привели к тому, что "маршрутки" стали убыточны и практически исчезли с улиц городов США и некоторых других стран.

В СССР маршрутные такси появились в 30-е годы XX века в Москве. Легковые автомобили ЗиС-101, позже ЗиС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 году доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйстенной выставки (ВСХВ) наряду с бесчисленными трамваями, троллейбусами и автобусами занимались 120 автомобилей маршрутного такси.

В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времен; так, проезд от площади Свердлова до ВСХВ обходился в 3 рубля.

Были маршрутные такси и в других крупных городах СССР. Например, в Горьком маршрутные такси ЗиС-101 курсировали между Сормовом и Советской площадью (ныне площадь Минина и Пожарского) с заездом к Горьковскому (ныне Московскому) вокзалу. Стоимость проезда по полному маршруту составляла 3 рубля 50 копеек; для сравнения поездка на трамвае обошлась бы в 50 копеек, на автобусе — 1 рубль.

Во время Великой Отечественной войны работа маршрутных такси прерывалась. После ее окончания линии маршрутных такси стали появляться вновь. Парк маршрутных такси пополнился автомобилями ЗиМ-12 (позже назывались ГАЗ-12).

Работали маршрутные такси и на пригородных и даже междугородных маршрутах. В 1950 году была завершена реконструкция трассы Москва — Ялта. Наряду с автобусным, по трассе открылось и движение маршрутных такси. Поездка из Москвы в Ялту или обратно занимала два дня с ночевкой в Белгороде.

Именно с междугородных маршрутов началась история маршрутных такси в Ленинграде. 30 апреля 1960 года от автовокзала № 1 (площадь Мира) в Лугу, Новгород, Сланцы и Нарву начали курсировать машины ГАЗ-12. В июне 1960 года появился и первый городской маршрут (ДК Промкооперации—Новая деревня).

РАФ-977В 60-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса РАФ-977 и малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения. В разных городах маршрутные такси заняли разные ниши. В больших городах, где роль основного транспорта играет метро, — в Москве, Ленинграде, Киеве — маршрутные такси преимущественно использовались для подвоза пассажиров от станций метро к популярным объектам городской среды: паркам, выставочным центрам, крупным магазинам. В Ленинграде маршрутные такси являлись для туристов довольно комфортным средством добраться до парков и фонтанов в Пушкине, Павловске и Петродворце. В таких городах применялись автобусы особо малого класса: РАФ-977, ЗиЛ-118 "Юность", РАФ-2203 "Латвия".

В других городах, где не было метро, или оно не играло большой роли в перевозках, линии маршрутных такси соединяли разные части города, иногда дублируя маршруты остальных видов транспорта, иногда по оригинальным маршрутам. В таких городах применялись автобусы малого класса: ПАЗ-652, ПАЗ-672, ПАЗ-3201, ПАЗ-3202, КАвЗ-685.

В пригородном (кроме туристских маршрутов) и междугороднем сообщении маршрутные такси применялись редко.

Общими свойствами всех маршрутных такси, отличающими их от иных видов транспорта, были: более высокий проездной тариф (в сравнении с автобусом обычно в 1,5—3 раза), отсутствие льгот по оплате, отсутствие проездных билетов длительного действия. Как правило, в правилах пользования маршрутными такси оговаривалась возможность остановки автобуса для посадки и высадки пассажиров вне остановочных пунктов, в местах, допускаемых Правилами дорожного движения, хотя в некоторых городах этой возможностью пользовались редко. Маршрутные такси считались более комфортной и более быстрой альтернативой автобусу, троллейбусу и трамваю (которые в те годы работали исправно) для тех, кто готов за нее платить.

До возникновения кооперативного движения в СССР в 1987 году, маршрутные такси обслуживались либо государственными автобусными парками, либо таксопарками. С середины 80-х годов стали появляться и кооперативные маршрутные такси (например, ПК "КормаРАФ", г. Колпино, Колпинский р-н Ленинграда, в настоящее время соответствующий р-н Санкт-Петербурга).

После распада СССР условия существования общественного транспорта резко изменились. В условиях обеднения граждан власти шли по пути предоставления широким слоям населения различных натуральных льгот, в том числе прав бесплатного проезда в общественном транспорте.

Значительно возросло число пассажиров, уклоняющихся от оплаты проезда ("зайцев"). Это привело к резкому сокращению доходов транспортных предприятий. При этом существовавшая централизованная система пополнения подвижного состава была развалена. Муниципалитеты и областные правительства неохотно шли на компенсацию затрат транспортных предприятий на перевозки. С другой стороны, в большинстве городов и областей ослаб контроль за их деятельностью.

В результате в автобусных парках стали уделять особое внимание перевозкам маршрутными такси, приносящим "живые деньги", работающим по существу на коммерческих началах, в ущерб перевозкам так называемыми "социальными" автобусами. Маршрутные такси появились и в тех городах, где ранее их не было.

Первоначально маршрутные такси воспринимались пассажирами как более дорогая (и без льгот), но более быстрая и комфортная альтернатива традиционным автобусу, троллейбусу и трамваю. Однако "социальные" перевозки сокращались, их качество падало (это доминирующая тенденция; в каждом городе имеется своя специфика, например, есть города, в которых муниципальный троллейбус эффективно конкурирует с маршрутными такси).

Для многих платежеспособных пассажиров в конечном счете маршрутные такси оказались единственным способом передвижения, так как качество "социального" транспорта стало для них неприемлемым. Естественным исключением является метро в Москве и Санкт-Петербурге (и до какой-то степени в Новосибирске), так как маршрутным такси не по силам соревноваться с ним по скорости и комфорту на дальних перевозках.

В тех городах, где маршрутные такси существовали и ранее, сохранялась преемственность в отношении класса используемых автобусов. В городах, где активную роль играет метро, а маршрутные такси играют подвозящую роль, это автобусы особо малого класса (РАФ-2203 "Латвия", ГАЗ-3221 "Газель", "Мерседес-Бенц" 208Д, 308Д, 312Д и пр.). В других городах, где маршрутные такси выполняют большую транспортную работу, это автобусы малого класса (ПАЗ-672, ПАЗ-3205 и пр.). В маленьких городах, где маршрутные такси появились впервые, это, как правило, автобусы особо малого класса.

Вскоре на маршрутах стали работать автобусы, принадлежащие частным фирмам и предпринимателям. Крупнейшей в России фирмой, работающей на рынке перевозок маршрутными такси, является группа компаний "Автолайн" ([1]). В некоторых местах в разговорной речи ее название стало нарицательным обозначением маршрутки вообще.

В условиях дальнейшего обеднения автобусных хозяйств на режим работы маршрутными такси переводились нередко и автобусы большой или даже особо большой вместимости (ЛиАЗ-677, Икарус-260, Икарус-280, ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-4201, ЛАЗ-695 и пр.). Сейчас в некоторых городах как государственные и муниципальные автопарки, так и частные предприятия выводят на загруженные линии автобусы большой вместимости. Группа компаний "Автолайн" эксплуатирует в Москве на городских и пригородных маршрутах низкопольные автобусы большой вместимости "Скания Омнилинк".

Интересной особенностью маршрутных такси является различие момента оплаты проезда в разных городах или даже на разных маршрутах в одном городе. Если в большинстве случаев деньги за проезд пассажиры передают плату водителю (кондуктору) сразу после посадки, то в некоторых местах (например во Владивостоке и Калининграде) принято в маршрутных такси оплачивать проезд при выходе.

Обычно линии маршрутных такси только дублируют существующие маршруты муниципального или государственного общественного транспорта, фактически паразитируя на направлениях с разработанным пассажиропотоком и игнорируя возможности по организации новых маршрутов с хорошим пассажиропотоком.

Однако в последнее время ситуация улучшается, например, в Москве появился ряд маршрутов, удобно соединяющих периферийные районы и обслуживающие таким образом важные пассажиропотоки, не покрываемые другим общественным транспортом.

Взято с Русского сайта Википедии http://ru.wikipedia.org/

Амбула:

Вчера в маршрутке ехал, впереди меня мамаша с ребенком лет 5 сидели. Малыш показал пальцем на меня и громко звонким голоском на весь салон сказал: "Мама, смотри, какой мудак-аффтар!"

Постамбула:

Завтра продолжение напишу.

 
Услуги
Информеры